Кольцо как замкнутая окружность символизирует целостность и единство. Это подтверждается и самим названием кольца у тюрков – жүзік (состоящее из существительного «жүз» и аффикса «ік). Этимологию слов «жүзік» и «жүз» лингвист Е.Н. Жанпеисов [5] на основе анализа ряда материалов возводит к обозначению высшей ступени родового объединения.
В тюркской культуре бытовали различные виды и формы женских и мужских колец. Женские кольца были обязательными для ношения, т.к. считались сильными оберегами. Еда, приготовленная без серебряных колец, считалась «нечистой». Этнографы подчеркивают, что кольца указывали на принадлежность женщины к определенному родоплеменному объединению, указывали на возраст владелицы и ее имущественное положение.
Символически наполненными в многообразной коллекции казахских колец являются «қус тумсык» (птичий клюв) и «құдағи жүзік» (перстень свахи). Первое относится к разряду девичьих украшений. По этнографическим данным его ношение девушкой означало, что на свободна (не засватана). Как известно, птица в тюркской культуре древнейший символ свободы, также возможно дизайн этого кольца восходит к образу-символу женщины-птицы Умай или Хумаюн. Исследователь Т.А. Кишкашбаев считает, что «идеи процветания отражены в перстнях с изображением птичьего клюва, так как птица символизирует в казахской культуре идеи свободы, счастья, олицетворяет силы добра. Когда такое кольцо дарили джигиту, уходившему в поход, все понимали его смысл: благополучное возвращение домой» [6, с. 121].
Типы девичьих колец диктовали и правила их ношения: один тип мог носиться только на среднем пальце (девушке, потерявшей родителей), а другой — на безымянном. Носить кольцо на среднем пальце женщинам строго запрещалось, иначе согласно поверью, умрет кто-то из родственников.
Кольцо, именуемое в народе «перстнем свах», представляет собой массивное изделие, которое надевается на два пальца. Его обычно дарили родители невесты будущей свекрови и оно символизировало соединение двух начал, двух семей и двух родов. У хакасов также бытовали массивные перстни-свахи, которые они называют «чустук».В мужской субкультуре кольца выполняли функции как прагматического, так статусного характера. К примеру, воины-лучники носили их на большом пальце, чтобы не стереть руку о тетиву при натягивании стрелы. У казахов «каплевидная форма характеризовала правящую элиту, святое сословие – кожа – носило перстни-печати круглой формы, а на пальцах старшин и батыров красовались овальные, грушевидные и квадратные перстни» [6, с.118]. У туркмен кольца носили мужчины, связанные со специфической (связанной с пространством сакрального) деятельностью, – парикмахеры, мясники и обмывальщики трупов.